Алкозамки как альтернативное будущее. Что власти хотят сделать с пьяными водителями

  • Статьи
  • 09 июня 2021
 

На днях заместитель главы Минпромторга Василий Шпак рассказал, что министерство совместно с ГИБДД обсуждает возможность установки алкозамков на машины водителей, пойманных пьяными за рулем, службы такси и каршеринга. Правда в МВД от этой истории сразу отказались, заявив, что для подобных нововведений нужна правовая база и обслуживающая инфраструктуры, которых нет.

Как работает алкозамок

Алкозамок состоит из прибора в который «дуют» и блока управления, соединенного с системой зажигания. Если устройство учует спиртовые пары, командная плата не даст запустить мотор. Машина может проверить водителя повторно прямо во время поездки. Сделано это против хитрецов, которые просят пройти тест кого-то другого. Глушить мотор на ходу система не будет. Вместо этого включит аварийную сигнализацию, все фонари и фары, предупреждая о пьяном за рулем и привлекая внимание дорожной полиции.

Все неудачные попытки пройти тест записываются в память прибора как доказательство неадекватного состояния водителя. Или неисправности алкозамка. Так как это измерительное устройство, его надо регулярно проверять и конечно не бесплатно.

Современные системы хорошо защищены от «народных» способов обмана. Жвачка, ополаскиватель для рта или мускатный орех навряд ли помогут. Хотя сами производители советуют воздержаться от приема пищи, курения, парфюма и даже заправки омывающей жидкости перед тестом.

Алкозамки российского производства стоят в среднем от 25 до 120 тысяч рублей. За иностранные аналоги просят минимум 150. Если они станут обязательными, производители прибавят эти деньги к цене автомобиля, то есть платить за «дополнение» все равно придется покупателю. Минпромторг в 2020 году обсуждал этот момент и допустил возможность давать больше льгот за установку приборов учета сразу на конвейере.

Алкозамки в России

У нас первые попытки поставить ловушки для пьяных были в 2010 году. Тогда алкозамки как эксперимент появились на школьных автобусах Ивановской области и в Татарстане. Благородного запала хватило примерно на год. Устройства, как говорят, часто ломались, иногда без повода выключали мотор, и начали тянуть бюджетные деньги на обслуживание. Лишних финансов не нашлось и программу свернули. Бывший глава татарстанского ГИБДД Рифкат Минниханов назвал подобную систему малоэффективной. Он заявил, что в реалиях нашей страны к ней быстро подберут нужные ключи, если алкозамки превратятся в обязаловку.

В 2013 году депутаты из «Справедливой России» выступили с инициативой о принудительной установке алкозамков на машины водителей, попавшихся пьяными за рулем. На первом же чтении парламентарии законопроект не поддержали. Позднее с подобными поправками выступала Мосгордума, а потом и «Открытое правительство» в лице его тогдашнего министра Михаила Абызова.

Последние пару лет о стационарных алкотестерах в качестве превентивной меры часто вспоминали в Минпромторге. Внутри министерства давно прорабатывают концепцию «внедрения в массовое потребление алкозамков для транспортных средств». Дело это непростое и трудозатратное. Сами чиновники признаются, что до сих пор не решены заглавные вопросы, касающиеся норм установки и правил проверки приборов учета, а также общие требования к таким системам.

В нашей стране, к большому сожалению, солидарной позиции по поводу трезвого вождения нет, тем более в разрезе принудительного контроля без которого снизить количество «пьяных ДТП» вряд ли получится. В 2020 году таких аварий в России было больше 15 тысяч с 4 тысячами погибших. Это одна десятая часть всех дорожных происшествий. Печальная статистика постепенно выправляется в лучшую сторону, но темпы медленные.

Будущее алкозамков пока туманно. Очевидно, в будущем власти предложат альтернативный вариант их использования. Сначала приборы контроля станут обязательными для пьяных водителей, затем ими оснастят все каршеринговые службы и машины такси, и как итог обяжут производителей сделать эту опцию обязательной. Сейчас такая перспектива выглядит не очень правдоподобно, но на фоне привычной уже кнопки ЭРА-ГЛОНАСС реальности в ней прибавляется.

Алкозамки за границей

В цивилизованном мире алкозамки давно стали обыденным явлением. С 1 января 2022 года все машины, произведенные на территории Евросоюза, должны комплектоваться приборами контроля. В Швеции, например, алкозамки в ходу с конца 90-х. Пойманному пьяным предлагают поставить «трубочку» за свой счет. Зато не отберут права, хотя на курсы анонимных алкоголиков походить придется. Тем, кто перевозит пассажиров, «продуваться» приходится постоянно. 

В Австралии система похожая. Остановленные под шафе в обязательном порядке устанавливают алкозамок. Деньги они платят несколько раз: за саму установку, а затем за его регулярную проверку.

В Литве с 1 января 2020 году можно скостить себе срок лишения, согласившись на оборудование автомобиля подобным прибором контроля.

В отдельных случая алкозамки используются компаниями-перевозчиками, занимающимися доставкой грузов или людей. Обычно это инициатива отдельных владельцев, появившаяся на фоне общей ответственности за безопасные дороги.

Что сейчас грозит за пьяное вождение

В июне 2021 года депутаты окончательно одобрили законопроект с поправками в статью 264.1 УК РФ, ужесточающими наказание пьяным водителям-рецидивистам. Отныне им грозит заключение под стражу до 3 лет и штраф до полумиллиона рублей. За первый раз ответственность осталась прежней: все тот же штраф 30 тысяч и лишение права управления на срок до 2 лет по статье 12.8 КоАП.

Ужесточение законодательства вызвано печальной статистикой. Примерно треть лишенных прав за нетрезвое вождение вновь садятся за руль в состоянии измененного сознания.

Скептики, ставящие под сомнение эффективность существующей системы наказания, ратуют за другие рычаги воздействия. Это, например, конфискация автомобиля. Без прав можно ездить, от штрафа скрываться, а вот жить без машины уже сложнее.

Голосов: 2