Судьбу техосмотра почти решили — он станет добровольным, но…

  • Статьи
  • 14 сентября 2021
 

После того, как покупку ОСАГО «отвязали» от наличия диагностической карты — того самого техосмотра, с самой неоднозначной процедурой началась настоящая чехарда. Есть шанс, что все закончится добровольным прохождением ТО для частных автовладельцев, но с небольшими нюансами.

Что будет с техосмотром

В Государственную думу внесен законопроект, который определяет следующий порядок прохождения государственного технического осмотра:

  • частным автовладельцам проходить ТО не обязательно;
  • для автомобилей и мотоциклов старше 4 лет прохождение ТО необходимо однократно при смене владельца для постановке на учет в ГИБДД;
  • грузовой, коммерческий транспорт, такси и автобусы проходят ТО в прежнем режиме.

Инициатива уже получила поддержку в Правительстве РФ. Скорее всего, вопрос станет одним из первых для ГосДумы после предстоящих выборов. И очень хочется верить, что на этом история с изменениями в техосмотре уже закончится.

Стоит, однако, помнить, что диагностическая карта, бумажная и с печатью, может потребоваться при пересечении границы. Для въезда в некоторые страны такой документ обязателен.

 

Автомобили новые и с пробегом всегда можно найти на #банкавто. Предложения от официальных дилеров. Машины в наличии. Трейд-ин, кредит онлайн. До 30.09 бак бензина в подарок!

 

История изменений в процедуре техосмотра

Сперва саму процедуру ужесточили: ввели требование обязательной фотофиксации присутствия автомобиля на пункте осмотра при въезде и выезде с обязательным указанием геометки — эти данные операторы должны были вносить в Единую Автоматизированную Информационную Систему Технического Осмотра (ЕАИСТО). 

Кроме того, факт прохождения осмотра, то есть запись в базе данных должна была быть заверена электронной цифровой подписью эксперта. 

Затем составили список параметров, которые следовало проверять — всего было более 80 пунктов. Параллельно появился список неисправностей, с которыми пройти ТО не получится. Ну и штрафы за отсутствие техосмотра, разумеется — с 1 марта 2022 года такое право должны получить инспекторы и комплексы фотофиксации.

На этом фоне активно высказывались участники рынка. Фиксированная стоимость технического осмотра не покроет расходы на оснащение пунктов и зарплату специалистов поэтому открытия новых пунктов ждать не стоило. А среди тех организаций, которые находятся в списке аккредитованных Российским союзом автостраховщиков, о готовности к новым правилам заявило чуть больше половины. Такая ситуация могла спровоцировать очереди на прохождение осмотра.

С целью оптимизации процедуры и сокращения времени прохождения количество проверяемых параметров сократили до 50 с небольшим.

На этом фоне МВД предложило сделать техосмотр добровольным для «частников», и стимулировать автовладельцев скидками на ОСАГО и транспортный налог. Тогда инициативу не поддержали.

Контекст вопроса

Что касается штрафов за отсутствие техосмотра, которые должны вступить в силу 1 марта 2022 года — их пока никто не отменял. Но логично, что в случае принятия закона о добровольном ТО для частных автовладельцев, штрафовать можно будет только владельцев такси, автобусов и грузовиков.

Тем временем, часть владельцев пунктов технического осмотра потратили средства на модернизацию, чтобы работать по новым правилам, а кто-то и вовсе открыл новые точки в ожидании ажиотажного спроса.

Теперь у бизнеса вопрос — закрываться или работать в убыток. Коммерческого транспорта для нормальной загрузки пунктов осмотра не хватит. Частные автовладельцы составляли до 85% потока клиентов.

На этом фоне вполне можно ожидать, что лоббисты от бизнеса попробуют в очередной раз оставить техосмотр обязательным для всех. Аргументом служит статистика МВД о количестве аварий из-за неисправности автомобиля.

Впрочем, вряд ли владельцы пунктов ТО так сильно радеют о безопасности. Журналисты одного из изданий попробовали пройти техосмотр по новым правилам на сравнительно свежем седане BMW после обслуживания у официального дилера и у них это не получилось. В этой ситуации необходимо устранить замечания эксперта и снова приехать на процедуру. Предварительно, разумеется, повторно оплатив ее стоимость. Просто бизнес, ничего личного.

В то же время, когда инициативу сделать процедуру техосмотра добровольной комментировал руководитель ГАИ Михаил Черников, он указал, что обязанность следить за техническим состоянием автомобиля и проверять его исправность перед каждой поездкой прямо закреплена в ПДД. 

Голосов: 1